Наверх

ВКЛАД В БУДУЩЕЕ

Дата публикации: 30 Мая 2018 Распечатать

АО «Транснефть – Западная Сибирь» реализует масштабную корпоративную программу по поддержке системы школьного образования, цель которой – создать качественно новые возможности для изучения точных наук.

Нефтяная магистраль тянется на тысячи километров, проходит через разные регионы и населенные пункты с очень разным социально-экономическим потенциалом. И, конечно же, АО «Транснефть – Западная Сибирь» кровно заинтересовано в развитии этого потенциала. Ведь современное высокотехнологическое производство, каковым является транспортировка нефти и нефтепродуктов живет не в безвоздушном пространстве. Оно многими нитями связано с инфраструктурой территорий, определяет их технологический уровень, задает социальные стандарты, с одной стороны, а с другой – само опирается на местные кадровые ресурсы.

И совсем не случайно, что в рамках социального партнерства, которое акционерное общество развивает во всех регионах своего присутствия, система образования стала одним из приоритетных направлений. Причем начиная с самого первого ее звена – общеобразовательной школы, поскольку именно на этом этапе закладывается интерес молодых людей к естественным наукам.

К примеру, уже на протяжении нескольких лет АО «Транснефть – Западная Сибирь» поддерживает Лицей №64 в г. Омске. На его базе были открыты три предметных кабинета – лаборатории химии, физики, биологии и экологии. Проведены косметические ремонты помещений, модернизирована материально-техническая база, приобретены мультимедийные комплексы, созданы условия для интерактивного обучения.

Но речь идет не только о материальной поддержке. С помощью специально разработанной методики специалисты предприятия помогают выявлять способности учащихся, участвуют в составлении учебных программ, организации занятий на различных площадках. Многие выпускники лицея поступают в Омский государственный технический университет, с которым акционерное общество также тесно сотрудничает. Таким образом, выстраивается полноценная система подготовки высококвалифицированных специалистов для отрасли нефтепроводного транспорта и, разумеется, не только для нее.

Опыт взаимодействия с Лицеем № 64 был использован в ходе реализации еще одного проекта АО «Транснефть –Западная Сибирь», имеющего прямое отношение к повышению качества среднего образования в области точных наук. Первого сентября прошлого года в МБОУ Сокурская средняя общеобразовательная школа Мошковского района Новосибирской области открылся учебно-лабораторный комплекс естественнонаучных дисциплин, отвечающий самым высоким современным стандартам.

Впрочем, уже с первых шагов стало понятно, что этот проект будет существенно отличаться от предыдущего. Ведь одно дело – состояние учебных заведений областного центра и совсем другое – построенная десятки лет назад и с тех пор практически не обновлявшаяся школа в поселковой глубинке.

Поэтому начинать пришлось с составления проектно-сметной документации и организации ремонтных работ. Были отремонтированы кровля, холлы, заменены оконные и дверные блоки, выровнены стены, постелено новое напольное покрытие, в помещениях появились навесные потолки со светодиодными светильниками. И только потом уже дело дошло до обновления лабораторного оборудования, измерительных приборов, установки многофункциональной мебели, приобретения мультимедийных комплексов. Другими словами, всего того, что позволяет не только в теории, но и на практике познавать законы механики, электродинамики, оптики, квантовой физики и прочих точных наук.

Причем интерес к ним явно возрос, несмотря на то, что с момента открытия обновленных классов прошло еще очень мало времени. По словам руководителя Сокурской СОШ Татьяны Акимовой, уже в конце этого учебного года ЕГЭ по физике, например, будут сдавать ощутимо больше выпускников, чем раньше. Кстати, школа находится неподалеку от нефтеперекачивающей станции Сокур, и в ней учится много детей ее сотрудников. Это значит, что реализованный проект создает, в том числе, и базу для формирования кадрового резерва предприятия. Еще один примечательный факт: результатом создания условий для получения более качественного образования стало увеличение количества учеников из соседних поселений, желающих учиться в Сокуре.

Подобного рода проекты помощи школам в том или ином виде в инициативном порядке осуществляли и другие дочерние общества ПАО «Транснефть», а с прошлого года эта инициатива, с учетом ее важности и актуальности, превратилась в полноценную корпоративную программу, что предполагает уже другие подходы и масштабы. Программы в корпорации имеют статус закона. Четко определяются цели, задачи и ресурсы, необходимые для их выполнения, критерии оценки эффективности, сроки, ответственные, унифицированные решения и т. д. К слову, школа в Сокуре как раз и стала пилотной площадкой, где были отработаны эти решения.

Корпоративная программа школьного образования ПАО «Транснефть» стартовала в прошлом году, и рассчитана она на три года. Цель – создать условия для качественного обучения точным наукам в малых городах и поселках в регионах присутствия компании. В общей сложности, для участия в программе отобрана 241 школа. В каждой из них появятся кабинеты физики, химии и математики, оснащенные всем необходимым оборудованием на уровне самых высоких современных требований. Эффективность программы будет оцениваться по результатам ЕГЭ. Причем первый статистический срез по количеству выпускников, выбравших для сдачи экзаменов точные дисциплины, и их успеваемости планируется сделать уже по итогам нынешнего учебного года.

Разработан единый стандарт, по которому будут оснащаться кабинеты точных наук, а также типовой проект помещений. Понятно, что у каждого учебного заведения есть свои специфические особенности, все они находятся в разном состоянии, и это необходимо учитывать. Другими словами, программа получается комплексной.

АО «Транснефть – Западная Сибирь» в ее рамках предстоит в общей сложности реализовать 24 таких проекта. Два из них – в Москаленском муниципальном районе Омской области: это МБОУ «Москаленский лицей» и МБОУ «Гимназия им. Горького А.М.». Выбор отнюдь не случаен. Во-первых, в рабочем поселке Москаленки базируется большая линейная диспетчерско-производственная станция акционерного общества, и дети многих сотрудников ЛПДС учатся в этих заведениях. А во-вторых, и лицей, и гимназия занимают важное место в образовательной региональной системе и являются ресурсными центрами Сети профильного обучения Москаленского района.

По словам директора МБОУ «Москаленский лицей» Светланы Климович, статус ресурсного центра предполагает занятия, в том числе, на элективных курсах по физике, химии, математике, информатике не только учеников самого лицея, но еще и 15 сельских общеобразовательных школ района. В последние два года, например, в учреждении ведется углубленное изучение математики, и четыре раза в неделю на его базе проводятся занятия для старшеклассников районных школ. Светлана Климович уверена, что создание предметных кабинетов, оснащенных самым современным лабораторным и интерактивным оборудованием, позволит повысить интерес школьников к точным наукам и уровень их подготовки.

Дизайн-проекты новых кабинетов физики, химии и математики уже разработаны. Они предполагают объединение этих кабинетов в один блок. Организация пространства тщательно продумана – в создаваемых зонах можно будет проводить, в том числе, и такие серьезные мероприятия, как научные конференции.

Но реализацию проектов опять-таки придется начать с более прозаических вещей. С ремонта кровли, замены окон, полов, инженерных коммуникаций. И только потом уже начнется оснащение классов мультимедийными средствами, наглядными учебными пособиями, многофункциональной мебелью, стендами, лабораторным оборудованием и т. д. Таким образом, работы выполнятся, что называется, под ключ. Оба проекта в Москаленках будут завершены уже к осени нынешнего года.

По оценке генерального директора АО «Транснефть – Западная Сибирь» Олега Чепурного, реализация принятой программы станет еще одним шагом в развитии социального партнерства с территориями. Причем поддержка системы образования действительно становится одним из приоритетных направлений в этом сотрудничестве. И понятно, почему. С одной стороны, сама отрасль трубопроводного транспорта нуждается в постоянном притоке высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров, а с другой – в создании качественной образовательной среды заинтересовано общество в целом.

Да, выпускники школ, получившие новые возможности для изучения точных дисциплин, пойдут в разные вузы, разные отрасли и компании, но важно то, что уровень их подготовки будет соответствовать уровню современного технологического производства и потребностям российской экономики.

В своем последнем Послании Федеральному собранию Владимир Путин сделал особый акцент на необходимость формирования масштабной программы развития малых городов и поселков, подчеркнув при этом, что современное качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка, независимо от того, где он живет. Потому что равные образовательные возможности являются мощным ресурсом развития всей страны. И социально ответственный бизнес, безусловно, может и должен участвовать в создании такой среды.

Выработка моделей и механизмов партнерства в данной сфере активно идет, в том числе, и в Омской области. Глава региона Александр Бурков недавно поставил задачу, чтобы сто процентов муниципальных образовательных учреждений были закреплены за конкретными предприятиями, оказывающими им шефскую помощь. Можно сказать, что программа поддержки школ, реализуемая АО «Транснефть – Западная Сибирь», как раз и является одним из примеров эффективной модели социального партнерства в данной сфере.

Омский Бизнес-журнал, № 4-5
© 2003-2018
АО «Транснефть – Западная Сибирь»
(3812) 65-35-02 info@oms.transneft.ru
Сайт ПАО «Транснефть»